//
Cultura, Moldova

«Культурное наследие евреев Молдовы»

За минувшие два десятилетия о бессарабском еврействе, о превратностях его судеб и о целом ряде наших талантливых земляков-соплеменников в самой Молдове и за её пределами было написано и издано множество не лишенных интереса работ. В моей домашней библиотеке ими до отказа забита целая полка. Но теперь всем им придется чуток потесниться, чтобы высвободить толику пространства для вполне достойной соседствовать с ними книги «Культурное наследие евреев Молдовы», недавно вышедшей в местном издательстве «Elan INC» SRL.

Соавторы этой небольшой по объёму (немногим более ста страниц), но весьма содержательной книги – хорошо известные членам нашей общины доктор хабилитат филологии профессор Рита Клейман, несколько лет – до своей безвременной кончины – возглавлявшая Отдел истории и культуры евреев Молдовы в АН РМ, и ее дочь, доктор филологии Ирина Шихова, после смерти матери исполнявшая обязанности руководителя того же научного подразделения.

Конечно же, прекрасно осознавая, что после прочтения этой работы кое у кого могут возникнуть вопросы по поводу структуры книги, полноты освещения тех или иных тем и пр., И.Шихова сочла должным лапидарно объясниться с потенциальными оппонентами: «Вышло так, что эту книгу задумывали и начинали писать два автора, а заканчивал один. Поэтому она получилась не такой, как задумывалась. Но всё же получилась. Спасибо каждому читателю, ради которого я ее, вопреки всему, закончила».

Что ж, приложенные усилия дали должные результаты.
Даже читатели, и до знакомства с книгой имевшие определенные представления о бессарабском еврействе, о его прошлом, традициях, обычаях, нравах etc, способны почерпнуть из нее немало для себя нового и любопытного.

В частности, уже из первой главки – «Евреи Молдовы: страницы истории» – удаётся узнать, что первыми евреями, здесь оказавшимися, были не сефарды – потомки евреев средневековых Испании и Португалии (как принято было считать), а наши соплеменники, пришедшие сюда гораздо раньше – вместе с древними римлянами.

И – что отнюдь не все молдавские господари, подобно Штефану чел Маре (у которого и врач, и логофет были этническими евреями), благоволили к нашим соплеменникам: Петру Шкьопу, правивший в конце XVI века, их из своего княжества изгнал, и только Василе Лупу позволил им сюда вернуться.

Немало интересных (уверен, не только для евреев!) сведений содержат и последующие главки: об еврейских языках, календаре, праздниках, семейных обычаях и обрядах, о черте оседлости и о местечке как о специфическом этнокультурном феномене и, наконец, о традиционной еврейской кухне.

Последующие несколько глав посвящены еврейской литературе Молдовы (в том числе и русскоязычной) и творчеству нескольких мастеров слова, родившихся в нашем крае, – классика литературы на идиш Ихила Шрайбмана, поэта Довида Кнута, литературоведа и историка общественной мысли Михаила Гершензона и очень самобытного, но незнакомого широкой читательской аудитории прозаика – Александра Гольдмана. Тонкий анализ лучших произведений каждого из четырёх авторов и малоизвестные факты их личных биографий, приводимые в этих очерках, придают всему литературному разделу рецензируемой монографии особую ценность.

Правда, в одном случае даже самим соавторам книги приходится признаться в своей «неосведомленности». Ни в период, когда создавалась статья о Довиде Кнуте, ни впоследствии, когда шла подготовка книги к печати, так и не удалось уточнить истинную фамилию поэта, прославившегося под этим псевдонимом («… не то Фиксман, не то Фуксман, не то Фихман», – читаем мы на стр. 66, хотя, насколько нам помнится, литератор-эмигрант, 110 лет со дня рождения которого будет отмечено 22 сентября, был Фиксманом).

Опять и опять (на сей раз – вместе с соавторами книги) перечитывая великолепные стихи Д.Кнута, в частности самое знаменитое из них – «Кишиневские похороны», высоко оценивая точность и глубину их комментирования, я, однако, рискну не согласиться с тем, что сказано по поводу венчающих этот шедевр двух последних строк:

Особенный еврейско-русский воздух…
Блажен, кто им когда-либо дышал.

«Эта формула, – читаю в книге, – как нам представляется, может быть воплощена во многих вариантах, –

Особенный, молдавско-русский воздух…
Или, например,
Особенный, цыганско-русский воздух и т.д.».
Хорошо еще, что не приведен столь же укладывающийся в ритм стиха, но столь же не соответствующий ни его сути, ни реалиям Кишинева той поры
Особенный румынско-русский…

В те времена (да и только ли в те?..) воздух (= дух) Кишинева был – как гениально прочувствовал и написал поэт, лишь еврейско-русским, не случайно названный автором особенным…

Раз уж речь зашла о мелких неточностях (почти неизбежных, увы, едва ли не в любом тексте), упомяну еще парочку, которые, как и предыдущую, без труда можно исправить при подготовке книги к переизданию (а «Культурное наследие евреев Молдовы» того вполне заслуживает!).

Забавно выглядит случайная, конечно же, опечатка, допущенная в названии гершензоновской работы, в книге названной «АфОнской политией Аристотеля». Естественно, афИнская, да и кавычки после политии здесь не помешали б.

Ну и о «романАХ-эпопеЯХ» Ефрема Бауха вряд ли позволительно писать. Все семь созданных нашим земляком романов составляют одну эпопею; а за другие он пока не брался…

…Повторяю, обнаруженные мелкие неточности ни в коей мере не портят впечатления от действительно интересной и содержательной работы соавторов книги.
Ну а её выпуск (в чём посодействовал Голландский еврейский гуманитарный фонд) можно счесть данью благодарной памяти Рите Клейман – талантливому ученому и душевно щедрому человеку.
Михаил ДРЕЙЗЛЕР, «Еврейское местечко»

Despre Ghenadie Sontu

www.ghenadiesontu.com

Discuție

Niciun comentariu până acum.

Lasă un răspuns

Completează mai jos detaliile tale sau dă clic pe un icon pentru a te autentifica:

Logo WordPress.com

Comentezi folosind contul tău WordPress.com. Dezautentificare /  Schimbă )

Fotografie Google

Comentezi folosind contul tău Google. Dezautentificare /  Schimbă )

Poză Twitter

Comentezi folosind contul tău Twitter. Dezautentificare /  Schimbă )

Fotografie Facebook

Comentezi folosind contul tău Facebook. Dezautentificare /  Schimbă )

Conectare la %s

RSS Timpul – Ştiri din Moldova

RSS Ghenadie Sontu Fine Art

  • Подготовка к вступительным экзаменам и поступление в школу искусств Реут в Хайфе
    Это был тяжелый год для всех, как для нашей студии рисования, так и для наших учеников. Дважды нас закрывали из-за ограничений эпидемии. Но мы продолжали интенсивно заниматься в офлайн и онлайн режиме подготовкой к вступительным экзаменам в школы искусств.За время подготовки было проделано много хороших работ. Ученики выросли профессионально и, в результате, […]
    Ghenadie Sontu
  • Курс Живописи - "Голландский натюрморт" в Хайфе
    С 8 июня в Студии рисования Геннадия Шонцу в классе масляной живописи начинается курс “Голландский натюрморт”. Эдвард Ладелл На этом курсе вы:Узнаете методы и приёмы работы над живописным полотном старых голландских мастеров;Узнаете о методах лессировки в масляной живописи. Попробуете использовать на практике технику многослойной живописи;Узнаете, как художн […]
    Ghenadie Sontu
  • Какие клеи использует реставратор?
    При реставрации применяют в основном традиционные натуральные клеи животного происхождения - глютиновые. В зависимости от исходного сырья эти клеи разделяют на костные, мездровые, рыбьи.Осетровый клей Самый прозрачный, самый крепкий, самый очищенный, самый клейкий, самый незаметный, конечно, самый натуральный….и, еще много-много эпитетов заслуживает осетровы […]
    Ghenadie Sontu
  • Библиотека реставратора: книги, необходимые и полезные в работе реставратора
    Художник-реставратор – это специалист, который занимается восстановлением и сохранением произведений искусства и памятников истории. Многие замечательные произведения живописи демонстрируются в выставочных залах музеев благодаря искусству художника-реставратора. В функции реставратора входит не только восстановление почти погибших картин, но и умелое и береж […]
    Ghenadie Sontu
  • Как научиться рисовать? Развитие наблюдательности как основы рисования.
    Нередко среди начинающих рисовать можно встретить категорию людей, которые считают, что весь секрет успеха зависит от какой-то простой формулы, рецепта. Если познакомиться с этим рецептом, то овладеть рисунком можно довольно быстро. Однако рисунок требует со стороны рисующего большого сосредоточения, внимания, а также большой любви к искусству.Безусловно, су […]
    Ghenadie Sontu
  • Рисунок деталей головы. Учимся правильно рисовать уши человека карандашом поэтапно.
    Уши человека, наряду с другими частями головы и лица, чрезвычайно разнообразны по форме, размеру и характеру. Несмотря на их многообразие, строение уха у разных людей имеет единую для всех структуру, что необходимо учитывать при построении изображения. Структурная основа ушной раковины состоит из сложных изогнутых форм. Внутри раковины находится хрящевая осн […]
    Ghenadie Sontu
  • Рисунок деталей головы. Учимся правильно рисовать губы человека карандашом поэтапно.
    Губы являются выразительной деталью лица наряду с глазами. Для их изучения и изображения необходимо знать закономерности строения формы губ, а также правила их рисования. Формы губ, как и остальные детали головы человека, имеют свои характерные признаки и зависят от индивидуальных особенностей, национальной и расовой принадлежности. Но при всём разнообразии […]
    Ghenadie Sontu
  • Рисунок деталей головы. Kак нарисовать глаза человека?
    При рисовании глаза необходимо знать основные закономерности его строения. Глаз имеет шарообразную форму и располагается в глазничной впадине. На передней поверхности глазного яблока находится выпуклая роговица, которая изменяет характер изгиба формы верхнего века. Изгиб верхнего века, в зависимости от перемещения роговицы, видоизменяется. (рис.7,а,б).Изобра […]
    Ghenadie Sontu
  • Рисунок деталей головы. Kак нарисовать нос человека?
    Сложность изображения головы человека обусловлена наличием главных частей лица - глаз, носа, уха и губ. Начинающие художники, не представляя всей сложности их изображения, с и непродуманной лёгкостью приступают к рисованию общей формы головы человека. Между тем, именно из-за такого подхода к рисунку головы и начинаются всевозможные осложнения в работе, требу […]
    Ghenadie Sontu
  • Как правильно проклеить холст? Как грунтовать холст?
    После того, как холст был хорошо натянут, его следует проклеить. Как загрунтовать холст самостоятельно?Работы начинают проводить после того, как полотно закреплено на подрамнике. Если это одна из ваших первых проб, стоит выбрать плотный материал без узелков и других дефектов. Сделать покрытие на таком холсте будет значительно проще.Как подготовить поверхност […]
    Ghenadie Sontu

GHENADIE SONTU FINE ART