//
Cultura, Moldova

«Культурное наследие евреев Молдовы»

За минувшие два десятилетия о бессарабском еврействе, о превратностях его судеб и о целом ряде наших талантливых земляков-соплеменников в самой Молдове и за её пределами было написано и издано множество не лишенных интереса работ. В моей домашней библиотеке ими до отказа забита целая полка. Но теперь всем им придется чуток потесниться, чтобы высвободить толику пространства для вполне достойной соседствовать с ними книги «Культурное наследие евреев Молдовы», недавно вышедшей в местном издательстве «Elan INC» SRL.

Соавторы этой небольшой по объёму (немногим более ста страниц), но весьма содержательной книги – хорошо известные членам нашей общины доктор хабилитат филологии профессор Рита Клейман, несколько лет – до своей безвременной кончины – возглавлявшая Отдел истории и культуры евреев Молдовы в АН РМ, и ее дочь, доктор филологии Ирина Шихова, после смерти матери исполнявшая обязанности руководителя того же научного подразделения.

Конечно же, прекрасно осознавая, что после прочтения этой работы кое у кого могут возникнуть вопросы по поводу структуры книги, полноты освещения тех или иных тем и пр., И.Шихова сочла должным лапидарно объясниться с потенциальными оппонентами: «Вышло так, что эту книгу задумывали и начинали писать два автора, а заканчивал один. Поэтому она получилась не такой, как задумывалась. Но всё же получилась. Спасибо каждому читателю, ради которого я ее, вопреки всему, закончила».

Что ж, приложенные усилия дали должные результаты.
Даже читатели, и до знакомства с книгой имевшие определенные представления о бессарабском еврействе, о его прошлом, традициях, обычаях, нравах etc, способны почерпнуть из нее немало для себя нового и любопытного.

В частности, уже из первой главки – «Евреи Молдовы: страницы истории» – удаётся узнать, что первыми евреями, здесь оказавшимися, были не сефарды – потомки евреев средневековых Испании и Португалии (как принято было считать), а наши соплеменники, пришедшие сюда гораздо раньше – вместе с древними римлянами.

И – что отнюдь не все молдавские господари, подобно Штефану чел Маре (у которого и врач, и логофет были этническими евреями), благоволили к нашим соплеменникам: Петру Шкьопу, правивший в конце XVI века, их из своего княжества изгнал, и только Василе Лупу позволил им сюда вернуться.

Немало интересных (уверен, не только для евреев!) сведений содержат и последующие главки: об еврейских языках, календаре, праздниках, семейных обычаях и обрядах, о черте оседлости и о местечке как о специфическом этнокультурном феномене и, наконец, о традиционной еврейской кухне.

Последующие несколько глав посвящены еврейской литературе Молдовы (в том числе и русскоязычной) и творчеству нескольких мастеров слова, родившихся в нашем крае, – классика литературы на идиш Ихила Шрайбмана, поэта Довида Кнута, литературоведа и историка общественной мысли Михаила Гершензона и очень самобытного, но незнакомого широкой читательской аудитории прозаика – Александра Гольдмана. Тонкий анализ лучших произведений каждого из четырёх авторов и малоизвестные факты их личных биографий, приводимые в этих очерках, придают всему литературному разделу рецензируемой монографии особую ценность.

Правда, в одном случае даже самим соавторам книги приходится признаться в своей «неосведомленности». Ни в период, когда создавалась статья о Довиде Кнуте, ни впоследствии, когда шла подготовка книги к печати, так и не удалось уточнить истинную фамилию поэта, прославившегося под этим псевдонимом («… не то Фиксман, не то Фуксман, не то Фихман», – читаем мы на стр. 66, хотя, насколько нам помнится, литератор-эмигрант, 110 лет со дня рождения которого будет отмечено 22 сентября, был Фиксманом).

Опять и опять (на сей раз – вместе с соавторами книги) перечитывая великолепные стихи Д.Кнута, в частности самое знаменитое из них – «Кишиневские похороны», высоко оценивая точность и глубину их комментирования, я, однако, рискну не согласиться с тем, что сказано по поводу венчающих этот шедевр двух последних строк:

Особенный еврейско-русский воздух…
Блажен, кто им когда-либо дышал.

«Эта формула, – читаю в книге, – как нам представляется, может быть воплощена во многих вариантах, –

Особенный, молдавско-русский воздух…
Или, например,
Особенный, цыганско-русский воздух и т.д.».
Хорошо еще, что не приведен столь же укладывающийся в ритм стиха, но столь же не соответствующий ни его сути, ни реалиям Кишинева той поры
Особенный румынско-русский…

В те времена (да и только ли в те?..) воздух (= дух) Кишинева был – как гениально прочувствовал и написал поэт, лишь еврейско-русским, не случайно названный автором особенным…

Раз уж речь зашла о мелких неточностях (почти неизбежных, увы, едва ли не в любом тексте), упомяну еще парочку, которые, как и предыдущую, без труда можно исправить при подготовке книги к переизданию (а «Культурное наследие евреев Молдовы» того вполне заслуживает!).

Забавно выглядит случайная, конечно же, опечатка, допущенная в названии гершензоновской работы, в книге названной «АфОнской политией Аристотеля». Естественно, афИнская, да и кавычки после политии здесь не помешали б.

Ну и о «романАХ-эпопеЯХ» Ефрема Бауха вряд ли позволительно писать. Все семь созданных нашим земляком романов составляют одну эпопею; а за другие он пока не брался…

…Повторяю, обнаруженные мелкие неточности ни в коей мере не портят впечатления от действительно интересной и содержательной работы соавторов книги.
Ну а её выпуск (в чём посодействовал Голландский еврейский гуманитарный фонд) можно счесть данью благодарной памяти Рите Клейман – талантливому ученому и душевно щедрому человеку.
Михаил ДРЕЙЗЛЕР, «Еврейское местечко»

Anunțuri

Despre Ghenadie Sontu

www.ghenadiesontu.com

Discuție

Niciun comentariu până acum.

Lasă un răspuns

Completează mai jos detaliile tale sau dă clic pe un icon pentru a te autentifica:

Logo WordPress.com

Comentezi folosind contul tău WordPress.com. Dezautentificare / Schimbă )

Poză Twitter

Comentezi folosind contul tău Twitter. Dezautentificare / Schimbă )

Fotografie Facebook

Comentezi folosind contul tău Facebook. Dezautentificare / Schimbă )

Fotografie Google+

Comentezi folosind contul tău Google+. Dezautentificare / Schimbă )

Conectare la %s

Enter your email address to subscribe to this blog and receive notifications of new posts by email.

Alătură-te altor 229 de urmăritori

Enter your email address to follow this blog and receive notifications of new posts by email.

Alătură-te altor 229 de urmăritori

RSS Flux necunoscut

  • A apărut o eroare; probabil fluxul nu funcționează. Încearcă din nou mai târziu.

RSS Ghenadie Sontu Fine Art Blog

  • Second Themple
    The Second Temple (Hebrew: בֵּית־הַמִּקְדָּשׁ הַשֵּׁנִי‎‎, Beit HaMikdash HaSheni) was the Jewish Holy Temple which stood on the Temple Mount in Jerusalem during the Second Temple period, between 516 BCE and 70 CE. According to Judeo-Christian tradition, it replaced Solomon's Temple (the First Temple), which was destroyed by the Babylonians in 586 BCE, […]
  • The Bezalel Style
    From the very beginnings of the Bezalel enterprise, there was a conscious effort to create a new and unique "Hebrew" style of art. Bezalel students and artisans sought inspiration in the native flora and fauna, notably the palm tree and the camel. They referenced archeological treasures, replicating Judean coins in filigree pieces and utilizing anc […]
  • Solomon's Temple
    According to the Hebrew Bible, Solomon's Temple, also known as the First Temple, was the Holy Temple (Hebrew: בֵּית־הַמִּקְדָּשׁ‎‎: Beit HaMikdash) in ancient Jerusalem before its destruction by Nebuchadnezzar II after the Siege of Jerusalem of 587 BCE and its subsequent replacement with the Second Temple in the 6th century BCE.The Hebrew Bible states t […]
  • Bezalel and Oholiab
    What skills did Bezalel and Oholiab possess? What does this say about the way the Spirit of God equips people for leadership? Why might God have equipped them with people skills as well as artistic and practical skills? How would each be needed in building the Tabernacle?    REFLECT: When told everything to do and exactly how to do it, how do you typically r […]
  • Tabernacle
    The Tabernacle (Hebrew: מִשְׁכַּן‎‎, mishkan, "residence" or "dwelling place"), according to the Hebrew Bible, was the portable earthly meeting place of God with the children of Israel from the time of the Exodus from Egypt through the conquering of the land of Canaan. Built of woven layers of curtains along with 48 standing boards clad w […]