//
Advocacy, Agentia de Inspectare si Restaurare a Monumentelor din Moldova, AIRM, Centrul istoric al Chişinăului, Demolari, Moldova, Monumente, Patrimoniu Cultural, Politici Culturale

В Молдове никто не ответил за разрушение памятников

Газета “Культура” продолжает проект “Культурное наследие стран СНГ” airmc monumente din Moldovaпри финансовой и интеллектуальной поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ (МФГС).
Сохранение культурного наследия имеет много аспектов, в частности, структурно-организационный. Казалось бы, все понятно – прежде всего, заниматься этим призваны государственные организации, которые осуществляют учет памятников и контроль за их состоянием. Однако и в этом отношении у стран Содружества за последнее десятилетие накоплен разный опыт. Во многих странах Содружества охранные организации всегда оставались в структуре министерств культуры. Однако если в штате такого подразделения состоит всего четыре человека, как в Республике Молдова, то без всяких деклараций понятно – охрану культурного наследия там вряд ли считают первоочередной государственной задачей. Очень интересный опыт существует в Баку, где Музей-заповедник “Старый город” напрямую подчинен правительству республики и выполняет не только реставрационно-охранные, но и жилищно-коммунальные функции. Обо всем этом и шла речь на “круглом столе”, в котором участвовали специалисты в области сохранения культурного наследия, государственные чиновники, представители общественных организаций, ученые и журналисты.

Агентство по инспектированию и реставрации памятников было создано в 2006 году и осуществляет свою деятельность на основании действующего законодательства Молдовы, документов ЮНЕСКО и Совета Европы в области охраны, консервации и использования памятников, исторических ансамблей. Агентство – специализированное учреждение, подчиненное министерству культуры и представляет Республику Молдова в международных организациях.
В настоящее время в штате министерства культуры 38 сотрудников, из которых лишь 4 – специалисты Управления культурного наследия и изобразительного искусства. В штатных расписаниях Агентства по инспектированию и реставрации памятников предусмотрено 7 специалистов, в штатах районных отделов культуры – всего 2 специалиста, из которых один – ответственный и за охрану памятников местного значения.
Главным учреждением, консультирующим министерство культуры по вопросам в области архитектурного наследия, является Национальный совет по историческим памятникам. Советом определяется необходимость вмешательства в памятники или зону, находящиеся под охраной государства. Любое вмешательство в памятники рассматривается в два этапа. Первоначально советом рассматривается и утверждается концепция проекта, позже, на новом заседании, советом рассматривается и утверждается рабочий проект. Совет собирается дважды в месяц.
?
В Молдове действует закон по защите памятников, принятый парламентом в 1993 году, ратифицировано девять европейских и интернациональных конвенций. На сегодняшний день в Молдове из известных пятнадцати тысяч памятников более 5206 включены в Регистр памятников Республики Молдова, охраняемых государством. Из общего числа памятников: 8 тысяч – памятники археологии (около ста из них – земляные укрепления), 3 средневековые крепости, 6 средневековых городов (Орхей, Лэпушна, Тигина, Сорока, Кэушень, Кишинев), 788 церквей, 129 помещичьих усадеб и достаточно большое количество исторических городов ХIХ века (Бэлць, Кахул, Кишинев, Орхей, Сорока, Тирасполь). Из включенных в регистр 5206 памятников 4086 – памятники национального значения, 1120 – местного (большинство памятников национального значения расположено в Кишиневе (419) и в районе Единец (380); 2696 – памятники археологии, 1284 – исторические памятники, 1261 – памятники архитектуры, 225 – памятники искусства. Кроме названных 5206 памятников, включенных в Национальный регистр, ряд памятников местного и регионального значения включен в местные регистры (районные и муниципальные).
Несмотря на то, что Регистр памятников, охраняемых государством, утвержден парламентом Республики Молдова в 1993 году, опубликован он был лишь в феврале 2010 года, благодаря усилиям сотрудников Агентства по инспектированию и реставрации памятников. Практическое его отсутствие в течение 17 лет, лишило памятники права на государственную охрану.
Процесс демократизации молдавского общества после получения самостоятельности не всегда представлял продвижение позитивного отношения к культурному наследию. В водовороте перехода к независимости исторические памятники зачастую оставались без внимания. Либерализация экономики, приватизация и политические факторы оказывали негативное воздействие на объекты культурного наследия.
В 2010 году сотрудники агентства начали инспектирование исторической части Кишинева, которая включает 127 гектаров, 187 кварталов, 977 зданий, 236 из них – памятники национального значения. Историческая часть Кишинева имеет статус защиты с 1986 года. Последнее разрушение исторического здания в Кишиневе произошло 22 июня этого года – это старая почта. Проверка состояния памятников архитектуры, включенных в национальный и муниципальный регистры Кишинева, осуществленная агентством, установила: в период 1993 – 2010 годов было снесено 83 памятника, в 155 случаях были осуществлены незаконные вмешательства, которые принесли существенный ущерб аутентичности памятников, 17 исторических памятников находятся в состоянии разрушения.
Молдова – единственная страна в Европе, где никто не был привлечен к ответственности за разрушение или повреждение памятников архитектуры, находящихся под охраной государства, – к такому выводу пришел руководитель Агентства по инспектированию и реставрированию памятников при министерстве культуры Ион Штефаницэ в своем исследовании “Сохранение историко-культурного наследия Молдовы, вызов современности”, сделанном для Института развития и социальных инициатив “Viitorul” и спонсированном Фондом имени Фридриха Эберта.
“Сегодня более 10 процентов зданий, охраняемых государством, уже сровняли с землей, другие продолжают разрушать”, – говорится в исследовании Штефаницэ. Он отмечает, что недавнее трагическое событие, связанное с уничтожением здания первого почтового отделения Кишинева, является лишь одним ярким примером продолжающегося долгое время уничтожения исторических зданий.
Кто же в этом виноват? На этот вопрос Ион Штефаницэ дает следующий ответ: “Во-первых, виновата Национальная инспекция по конструкциям, которая должна реагировать на наши запросы. К сожалению, они на них закрывают глаза. И, конечно, виновата прокуратура. Все наши досье, которые мы отправляем туда, остаются на столе. За 2 года мы направили в прокуратуру 24 досье, и ни одно дело не дошло до суда. Ответы я получаю стандартные: “Нет основания для возбуждения дела”.?
Кроме агентства, за сохранение культурного наследия радеют появившиеся инициативные группы и движения “Мой любимый город” и “Почтальоны Кишинева” (эта группа проявила себя при защите старого здания почты). Штафаницэ видит в деле сохранения культурного наследия союзников – это СМИ, которые охотно распространяют информацию о реальном положении дел. Недавно была опубликована “Черная книга культурного наследия Кишинева”, где наглядно представлена картина разрушений в историческом центре города с 2006-го по 2010 год. В ближайшее время увидит свет книга, посвященная состоянию усадеб республики. В начале XX века в Беcсарабии было около 1000 усадеб, сейчас в Молдавии их всего 49, при этом только 6 в хорошем состоянии; получается, что 80 процентов усадеб – в руинах.
Национальным законодательством приватизация объектов, представляющих национальное культурное достояние, запрещена, подобные сделки объявляются недействительными и к ним применяются санкции, предусмотренные Гражданским кодексом. Но данное положение часто не соблюдается, а в некоторых случаях игнорируется, и прецедентов аннулирования таковых сделок не зарегистрировано. Большинство граждан считают, что на сегодняшний день, выгоднее, чтобы памятники находились в собственности государства, в противном случае существует риск их разрушения, учитывая экономический интерес физических и юридических лиц. Однако законодательством все-таки не исключается право частной собственности на памятники и их использование. В такой ситуации собственники исторических зданий должны быть поддержаны в освоении данных памятников, не подвергая опасности их оригинальность и историческую ценность. В целях предотвращения действий по разрушению памятников, Закон об охране памятников обязывает собственников обеспечить их страхование, но показательных примеров пока не имеется.
?
Агентством по инспектированию и реставрации памятников выработан ряд рекомендаций, выполнение которых может способствовать улучшению ситуации с сохранением культурного наследия. Приведем их. “Интенсивный процесс урбанизации и модернизации старых городов не должен воздействовать на их культурное наследие – “Город будущего должен утвердить свое историческое богатство”. Вот почему необходимо, чтобы публичные органы сотрудничали с различными специалистами в целях реализации качественных проектов в области городской топографии, обустройства территорий и т.д. В то же время, государственные институты обязаны обеспечить разнообразие программ по политическому формированию, охране и менеджменту ландшафтов, предназначенных как для специалистов государственного и приватного сектора, так и для любого заинтересованного лица.
В процессе урбанизации необходимо принимать во внимание и исторические памятники (здания, улицы, кварталы, исторические парки и др.), которые в совокупности формируют “Старый город”, или “исторический город”. Культурный туризм необходимо интегрировать в стратегии экономического развития государства.
В контексте перечисленных выше проблем, для преодоления существующего положения, государственным институтам, в партнерстве с исследовательскими институтами и цивилизованным обществом, необходимо разработать национальную стратегию в области охраны и реабилитации национального культурного наследия, в которой исторический город должен стать ее основным компонентом. Осуществление инвентаризации памятников культуры, актуализация Регистра памятников, охраняемых государством, – лишь одни из мероприятий нашего плана действий в данной области”. “Как и во многих странах с советским прошлым, в Молдавии нет осознания того, что страна, которая не инвестирует в культуру, не имеет будущего. Но мы надеемся на положительные перемены”, – говорит Ион Штефаницэ.

Despre Ghenadie Sontu

www.ghenadiesontu.com

Discuție

Niciun comentariu până acum.

Lasă un răspuns

Completează mai jos detaliile tale sau dă clic pe un icon pentru a te autentifica:

Logo WordPress.com

Comentezi folosind contul tău WordPress.com. Dezautentificare /  Schimbă )

Fotografie Google

Comentezi folosind contul tău Google. Dezautentificare /  Schimbă )

Poză Twitter

Comentezi folosind contul tău Twitter. Dezautentificare /  Schimbă )

Fotografie Facebook

Comentezi folosind contul tău Facebook. Dezautentificare /  Schimbă )

Conectare la %s

RSS Timpul – Ştiri din Moldova

RSS Ghenadie Sontu Fine Art

  • Подготовка к вступительным экзаменам и поступление в школу искусств Реут в Хайфе
    Это был тяжелый год для всех, как для нашей студии рисования, так и для наших учеников. Дважды нас закрывали из-за ограничений эпидемии. Но мы продолжали интенсивно заниматься в офлайн и онлайн режиме подготовкой к вступительным экзаменам в школы искусств.За время подготовки было проделано много хороших работ. Ученики выросли профессионально и, в результате, […]
    Ghenadie Sontu
  • Курс Живописи - "Голландский натюрморт" в Хайфе
    С 8 июня в Студии рисования Геннадия Шонцу в классе масляной живописи начинается курс “Голландский натюрморт”. Эдвард Ладелл На этом курсе вы:Узнаете методы и приёмы работы над живописным полотном старых голландских мастеров;Узнаете о методах лессировки в масляной живописи. Попробуете использовать на практике технику многослойной живописи;Узнаете, как художн […]
    Ghenadie Sontu
  • Какие клеи использует реставратор?
    При реставрации применяют в основном традиционные натуральные клеи животного происхождения - глютиновые. В зависимости от исходного сырья эти клеи разделяют на костные, мездровые, рыбьи.Осетровый клей Самый прозрачный, самый крепкий, самый очищенный, самый клейкий, самый незаметный, конечно, самый натуральный….и, еще много-много эпитетов заслуживает осетровы […]
    Ghenadie Sontu
  • Библиотека реставратора: книги, необходимые и полезные в работе реставратора
    Художник-реставратор – это специалист, который занимается восстановлением и сохранением произведений искусства и памятников истории. Многие замечательные произведения живописи демонстрируются в выставочных залах музеев благодаря искусству художника-реставратора. В функции реставратора входит не только восстановление почти погибших картин, но и умелое и береж […]
    Ghenadie Sontu
  • Как научиться рисовать? Развитие наблюдательности как основы рисования.
    Нередко среди начинающих рисовать можно встретить категорию людей, которые считают, что весь секрет успеха зависит от какой-то простой формулы, рецепта. Если познакомиться с этим рецептом, то овладеть рисунком можно довольно быстро. Однако рисунок требует со стороны рисующего большого сосредоточения, внимания, а также большой любви к искусству.Безусловно, су […]
    Ghenadie Sontu
  • Рисунок деталей головы. Учимся правильно рисовать уши человека карандашом поэтапно.
    Уши человека, наряду с другими частями головы и лица, чрезвычайно разнообразны по форме, размеру и характеру. Несмотря на их многообразие, строение уха у разных людей имеет единую для всех структуру, что необходимо учитывать при построении изображения. Структурная основа ушной раковины состоит из сложных изогнутых форм. Внутри раковины находится хрящевая осн […]
    Ghenadie Sontu
  • Рисунок деталей головы. Учимся правильно рисовать губы человека карандашом поэтапно.
    Губы являются выразительной деталью лица наряду с глазами. Для их изучения и изображения необходимо знать закономерности строения формы губ, а также правила их рисования. Формы губ, как и остальные детали головы человека, имеют свои характерные признаки и зависят от индивидуальных особенностей, национальной и расовой принадлежности. Но при всём разнообразии […]
    Ghenadie Sontu
  • Рисунок деталей головы. Kак нарисовать глаза человека?
    При рисовании глаза необходимо знать основные закономерности его строения. Глаз имеет шарообразную форму и располагается в глазничной впадине. На передней поверхности глазного яблока находится выпуклая роговица, которая изменяет характер изгиба формы верхнего века. Изгиб верхнего века, в зависимости от перемещения роговицы, видоизменяется. (рис.7,а,б).Изобра […]
    Ghenadie Sontu
  • Рисунок деталей головы. Kак нарисовать нос человека?
    Сложность изображения головы человека обусловлена наличием главных частей лица - глаз, носа, уха и губ. Начинающие художники, не представляя всей сложности их изображения, с и непродуманной лёгкостью приступают к рисованию общей формы головы человека. Между тем, именно из-за такого подхода к рисунку головы и начинаются всевозможные осложнения в работе, требу […]
    Ghenadie Sontu
  • Как правильно проклеить холст? Как грунтовать холст?
    После того, как холст был хорошо натянут, его следует проклеить. Как загрунтовать холст самостоятельно?Работы начинают проводить после того, как полотно закреплено на подрамнике. Если это одна из ваших первых проб, стоит выбрать плотный материал без узелков и других дефектов. Сделать покрытие на таком холсте будет значительно проще.Как подготовить поверхност […]
    Ghenadie Sontu

GHENADIE SONTU FINE ART

%d blogeri au apreciat: